Многие родители слышат подобную просьбу-требование от своих детей.
Вместо кошечки могут фигурировать собачка, хомячок, реже птичка. Но в любом
случае смысл просьбы ребенка не меняется: он хочет, чтобы в доме появилось
животное. При этом не имеет значения, много ли у него игрушек. Даже если их
мало и родители пытаются соблазнить свое чадо какой-нибудь модной новинкой
игровой индустрии вместо мурки или жучки, маленький человечек нередко остается
непреклонным.
Тогда взрослая сторона прибегает к прессингу, чтобы заставить его отказаться
от желания завести какое-нибудь домашнее животное. В качестве мотивировки
обычно ссылаются на потенциальную опасность, которую представляют кошки и
собаки для здоровья ребенка - блохи, глисты и "вообще всякая зараза".
Слишком неравны силы в таком конфликте, и поэтому детям редко удается настоять
на своем.
Казалось бы, ничего страшного не произошло. Малыш покуксится и забудет. Зато
его здоровью ничто не будет угрожать. Да и хлопот с содержанием в доме животного
не будет. На самом деле, сами того не подозревая, своим отказом завести мурку
или жучку чадолюбивые родители наносят вред здоровью ребенка. Причем прежде
всего душевному, то есть столь уязвимой в юном возрасте психике.
Попробуем разобраться, почему у детей на каком-то этапе - у одним в семь, у
других в десять, у третьих в двенадцать лет - возникает стремление к тесному
общению с домашними животными.
Есть мнение, что это просто каприз пресыщенных развлечениями современных
чад, которые хотят получить "живую игрушку", а добившись своего,
быстро теряют к ней интерес. Однако практика свидетельствует, что дело обстоит
совсем не так. Чаще поселившаяся в квартире кошка или собака оттесняют на
второй план даже любимые игрушки у далеко не избалованных детей. А как тянутся
к уличным муркам и жучкам малыши во время прогулок вопреки строжайшим запретам
мам и бабушек! Следовательно ими движет не просто желание развлечься, а
какой-то более сильный внутренний импульс.
Совсем по-иному объяснили мне данный феномен религиозные философы. После
рождения ребенок живет с чистой, безгрешной душой, не замечая греховности
окружающего мира. Когда же он немного подрастает и этот мир начинает
открываться ему, его душа поднимает бунт. Она жаждет общения с существами,
которым не свойственны злоба, зависть, подлость, эгоизм. Ибо они способны дать
маленькому человечку столь необходимые духовные комфорт и поддержку. И тогда
ребенок заявляет родителям: "Хочу кошечку!" или "Купите мне
собачку!"
Сходной точки зрения придерживаются и психологи. Как подчеркивает Джеймс
Серпелл, руководивший исследованиями экологии животных в Кембриджском
университете, тем, кто постоянно тесно общается с домашними животными, они
оказывают своего рода эмоциональную поддержку, которой порой не хватает даже в
отношениях между членами одной семьи, не говоря уже об одиноких людях. Причем
такими "одинокими людьми нередко практически становятся наши дети,
поскольку родители бывают настолько загружены делами, что у них нет времени для
своих чад. По мнению ученого, эту поддержку вполне можно считать настоящей
психотерапией, имеющей четкий механизм воздействия.
"Как это ни парадоксально, пишет Серпелл, - но "немота" мурок
и жучек - это преимущество, а не недостаток. Ведь в процессе общения для
человека важно не только то, что он слышит, но и как его слушают. Поэтому тот
факт, что домашние животные слушают и, кажется, понимают нас, но не задают
вопросов и не делают оценок, может быть их самым приятным качеством как
компаньонов".
Все это тем более справедливо в отношении детей. Ведь часто взрослые, сами
того не осознавая, своими сердитыми выговорами, окриками, критическими
замечаниями - "Сколько раз тебе говорили!..", "Опять
ты!..", "Не забивай себе голову чепухой!" - ранят душу ребенка,
вызывают у него стресс. Но наша психика устроена так, что человек не может
долго находиться в плену отрицательных эмоций, И ребенок инстинктивно ищет для
них выход, например, в плаче. Между тем куда более полезным в таких случаях
было бы общение с животным. Гладя своего любимца, неважно - кошку или собаку, -
он получает психологическую разрядку и поддержку.
Само присутствие животного в доме уже создает для ребенка атмосферу
психологического комфорта, поскольку они вызывают у него положительные эмоции.
Такие эмоции стимулируют выработку "гормонов удовольствия", которые,
в свою очередь, создают благоприятные условия для работы мозга. Интересный опыт
в этом плане был проведен в Америке. В ходе исследований 36 детей в воз9 до 16
лет, у которых были собаки, читали вслух сложный текст один раз в присутствии
своих жучек, второй раз без них. В первом случае их артериальное давление и
пульсовой ритм были значительно ниже. Это говорит о том, что их собаки являются
для детей антистрессовым фактором.